Программа курса «Основы академической работы»

 

Преподаватели:

Перлов А.М. (Высшая школа европейских культур, РГГУ),

Степанов Б.Е. (Институт гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ–ВШЭ),

 

Цель курса – знакомство слушателей с навыками научной работы, которые могут быть  использованы при написании рефератов, эссе, курсовых и дипломных работ по социально-гуманитарным дисциплинам, при подготовке статей и публичных выступлений.

Курс состоит из восьми лекционных и четырех семинарских занятий, а также включает в себя блок заданий для самостоятельного выполнения и письменную аудиторную контрольную работу.

Зачет по курсу оценивается в два кредита

 

Лекционные занятия будут проходить по пятницам, в 16.40 – 19.30, в ауд. 234 в здании на Мясницкой.

 

Даты и темы занятий

13.03.2009. Введение в курс «Основы академической работы». Характеристика целей курса, системы отчетности, предлагаемых ресурсов. Лекции 1-2: Наука в современном обществе: деятельность-познание-творчество. Стратегии академической карьеры и формы научной коммуникации.

20.03.2009. Лекция 3: «Тема» и «проблема» научного исследования. Обозначение (связанных друг с другом) темы, источников и проблемы – «визитная карточка» исследователя в научном сообществе. Лекция 4: Работа с источником.

27.03.2009. Пропуск

03.04.2009. Семинар 1: Работа с источником. Лекция 5: Работа с исследовательской литературой и с ресурсами сети Интернет.

10.04.2009. Семинар 2: Работа с исследовательской литературой. Лекция 6: Работа с текстом собственного исследования. От работы с конспектом к составлению черновика.

17.04.2009. Семинар 3: Обсуждение исследовательских проектов (планов). Лекция 7: Работа с текстом собственного исследования. Критическое чтение собственного текста и правка черновика.

24.04.2009. Семинар 4: Улучшение научного текста. Лекция 8. Представление (в тексте и в устном выступлении) результатов исследования.

 

08.05.2009 или 15.05.2009 (ориентировочно). Контрольная работа.

 

Специально для потребностей курса «Основы академической работы» в 2008 году был создан сайт http://www.kursakadrab.narod.ru. Параллельно нашим занятиям материалы сайта будут обновляться (например, прошлогодние презентации и задания заменяться на нынешние) и дополняться.

Информация об изменениях и уточнениях в программе также обязательно будет размещаться на сайте.

 

Отчетность

Для сдачи зачета по курсу будет необходимо:

 

1) На основе конспектов лекций написать «рецензию» (2 стр.). В ней нужно будет оценить полезность курса с точки зрения Ваших собственных интересов и задач и указать  в порядке важности не менее 8 положительно и 4 критически оцениваемых рекомендаций из тех, что Вы получите на лекциях.

«Рецензия» (она же – «ранжирование», т.к. «в порядке важности») оценивается в 15 пунктов.

 

2) Очень активно участвовать в семинарских занятиях, а если активное участие не совсем удалось – выполнить письменно (1-2 стр.) одно из четырех самостоятельных заданий (по сравнению между собой научных или псевдонаучных журналов, по определению темы исследовательского проекта, по работе с источником или по подбору и оформлению списка литературы на определенную тему). Разумеется, полезнее, если такое задание выполняется в направлении, близком к уже сложившимся исследовательским интересам слушателя и к теме его будущей дипломной работы. Однако для отчетности это совершенно не принципиально, вполне возможно изобрести для себя «игровой» исследовательский проект и выполнить задание в его рамках.

Участие в семинарах и выполнение самостоятельных заданий вместе оцениваются в 50 пунктов.

 

3) Написать (аудиторно, дата и место будут определены дополнительно) контрольную работу по трем учебным пособиям:

Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. – М.: Флинта, 2004. – 360 с.

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. – М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001. – 204 с.

Эко У. Как написать дипломную работу. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 238 с. (или другие издания).

Для подготовки к контрольной работе будет необходимо внимательно прочесть все три пособия; образцы вопросов размещены по адресу: http://kursakadrab.narod.ru/voprosykr1303.htm.

Контрольная работа составляет 35 % оценки Вашего участия в курсе.

 

Дополнительная литература:

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. М., 2002. http://www.i-u.ru/biblio/archive/batigin_lection/5.aspx.
  2. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст] : ГОСТ 7.1–2003. – Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ; М.: Изд-во стандартов, 2004. 166 – (Система стандартов по информации, библиотечному и  издательскому делу).
  3. Дашкова Т.Ю., Перлов А.М., Степанов Б.Е. Учебно-методический комплекс «Методика академической работы в гуманитарном знании: организация, подготовка и презентация исследовательского проекта». (ГУ-ВШЭ, 2006)
  4. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 399 с.
  5. Уэстон Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов. – М., Флинта, 2005. – 96 с.
  6. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 288 c.
  7. Agre Р. Networking on the Network  http://dlis.gseis.ucla.edu/pagre/ См. также Агр. Ф.Н. Найдите свой голос http://discours.narod.ru/voice.htm.

 

 

При необходимости прояснить какие-то вопросы, связанные с содержанием или прохождением курса, пожалуйста, не стесняйтесь писать преподавателям:
Аркадию Перлову (
aperlov@yandex.ru) или Борису Степанову (steppann@mail.ru).



Hosted by uCoz