Программа курса «Основы академической работы»

 

Преподаватели:

Перлов А.М. (Высшая школа европейских культур, РГГУ),

Степанов Б.Е. (Институт гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ–ВШЭ),

 

Цель курса – знакомство слушателей с навыками научной работы, которые могут быть  использованы при написании рефератов, эссе, курсовых и дипломных работ по социально-гуманитарным дисциплинам, при подготовке статей и публичных выступлений.

Курс состоит из шести лекционных занятий и блока контрольных заданий.

Зачет по курсу оценивается в два кредита

 

Лекционные занятия будут проходить по четвергам, в 18.10 – 19.30, в ауд. 440 в здании на Мясницкой.

 

Даты и темы занятий

17.01.2008. Введение в курс «Основы академической работы». Характеристика целей курса, системы отчетности, предлагаемых ресурсов. Тема 1: Наука в современном обществе: деятельность-познание-творчество. Стратегии академической карьеры и формы научной коммуникации.

31.01.2008. Тема 2: «Тема» и «проблема» научного исследования. Обозначение (связанных друг с другом) темы, источников и проблемы – «визитная карточка» исследователя в научном сообществе.

07.02.2008. Тема 3. Работа с источником.

14.02.2008. Тема 4. Работа с исследовательской литературой и с ресурсами сети Интернет.

21.02.2008. Тема 5. Работа с текстом собственного исследования.

28.02.2008. Тема 6. Представление (в тексте, в устном выступлении и с привлечением дополнительных материалов) результатов исследования.

 

Отчетность

Для сдачи зачета по курсу будет необходимо:

1) На основе конспектов лекций написать «рецензию» (2 стр.). В ней нужно будет оценить полезность курса с точки зрения Ваших собственных интересов и задач и указать  в порядке важности не менее 8 положительно и 4 критически оцениваемых рекомендаций из тех, что Вы получите на лекциях.

 

2) Выполнить письменно (1-2 стр.) одно из трех самостоятельных заданий (по определению темы исследовательского проекта, по работе с источником или по подбору и оформлению списка литературы на определенную тему). Разумеется, полезнее, если такое задание выполняется в направлении, близком к уже сложившимся исследовательским интересам слушателя и к теме его будущей дипломной работы. Однако для отчетности это совершенно не принципиально, вполне возможно изобрести для себя «игровой» исследовательский проект и выполнить задание в его рамках.

 

3) Написать ( - аудиторно, дата и место будут определены дополнительно) контрольную работу по трем учебным пособиям:

Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. – М.: Флинта, 2004. – 360 с.

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. – М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001. – 204 с.

Эко У. Как написать дипломную работу. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 238 с. (или другие издания).

Для подготовки к контрольной работе будет необходимо внимательно прочесть все три пособия; образцы вопросов будут вывешены на сайте (см. ниже) уже к занятию 24.01.2008 г. Подбор вопросов по возможности будет производиться с учетом интересов слушателя и тех его качеств, которые он успеет продемонстрировать в рамках аудиторных занятий, но в любом случае вопросы для контрольной работы не известны слушателю заранее.

.

 

Ресурсы

Помимо уже упомянутых основных учебных пособий, для освоения курса будет полезна следующая литература:

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. М., 2002. http://www.i-u.ru/biblio/archive/batigin_lection/5.aspx.
  2. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст] : ГОСТ 7.1–2003. – Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ; М.: Изд-во стандартов, 2004. 166 – (Система стандартов по информации, библиотечному и  издательскому делу).
  3. Дашкова Т.Ю., Перлов А.М., Степанов Б.Е. Учебно-методический комплекс «Методика академической работы в гуманитарном знании: организация, подготовка и презентация исследовательского проекта». (ГУ-ВШЭ, 2006)
  4. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 399 с.
  5. Уэстон Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов. – М., Флинта, 2005. – 96 с.
  6. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 288 c.
  7. Agre Р. Networking on the Network  http://dlis.gseis.ucla.edu/pagre/ См. также Агр. Ф.Н. Найдите свой голос http://discours.narod.ru/voice.htm.

Специально для потребностей курса «Основы академической работы» создается сайт http://www.kursakadrab.narod.ru. Пока этот сайт не доделан, основная часть полезных материалов может быть найдена по адресу http://www.aperlov.narod.ru, в особенности – начиная со страницы http://www.aperlov.narod.ru/stdo06.htm, а также по адресу http://www.iekstdo.narod.ru/ (тексты пособий У. Эко и У.К. Бута, Г. Дж. Коломба и Дж. Уильямса).

 

При необходимости прояснить какие-то вопросы, связанные с содержанием или прохождением курса, пожалуйста, не стесняйтесь писать преподавателям:
Аркадию Перлову (aperlov@yandex.ru) или Борису Степанову (steppann@mail.ru).

 



Hosted by uCoz