Программа курса «Основы академической работы»
Преподаватели:
Перлов А.М.
(Высшая школа европейских культур, РГГУ), arkadiy.perlov@gmail.com.
Степанов Б.Е.
(Институт гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ–ВШЭ), steppann@mail.ru.
Цель курса – знакомство
слушателей с навыками научной работы, которые могут быть использованы при
написании рефератов, эссе, курсовых и дипломных работ по социально-гуманитарным
дисциплинам, при подготовке статей и публичных выступлений.
Курс состоит из девяти
лекционных и трех семинарских занятий, а также включает в себя блок заданий для
самостоятельного выполнения и письменную аудиторную
контрольную работу.
Зачет по курсу оценивается в
два кредита
Лекционные занятия будут проходить по четвергам, в 18.10 – 21.10,
в ауд. 100 в здании на Мясницкой.
Даты и темы занятий
05.11.2009. Введение
в курс «Основы академической работы».
Характеристика целей курса, системы отчетности, предлагаемых ресурсов. Лекции 1-2: Взаимосвязь
технических рекомендаций и конструирования себя как субъекта научного
сообщества. Пример –
конспектирование: рутина, рефлексия и эффективность.
Задание:
конспект. Батыгин
Г.С.
Лекции по
методологии социологических исследований. Учебник для студентов гуманитарных
вузов и аспирантов. М.: Аспект-пресс, 1995.
Глава 4. Теория.
http://www.i-u.ru/biblio/archive/batigin_lection/5.aspx.
12.11.2009. Семинар
1: Конспектирование. Лекция 3: Работа
с источником.
Задание (факультативно): анализ самостоятельно выбранного источника
(1-2 страниц текста или 1-2 изображений или 5-10 минут записи).
19.11.2009.
Лекции 4-5: Работа с исследовательской
литературой. Работа с текстом
собственного исследования: от конспекта источников и литературы к составлению
черновика. Модель аргументации в
научном тексте.
Задание: Уэстон Э.
Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов. – М.,
Флинта, 2005. – 96 с.
Задание (факультативно): составление списка литературы
(Разумеется, ищется литература на определенную тему, желательно, близкую к уже
сложившимся исследовательским интересам слушателя и к теме его будущей
дипломной работы. Однако в рамках
курса это совершенно не принципиально, можно изобрести для себя «игровой»
исследовательский проект).
26.11.2009. Семинар
2: Аргументация.
Лекция 6: Работа с текстом собственного
исследования. Критическое чтение
собственного текста и правка черновика.Пропуск
- перенос
Задание
(факультативно): составление развернутого плана собственного исследования.
03.12.2009. Семинар
3: Редактирование и завершение научного
текста. Лекция 7. Принципы
презентации (в тексте и в устном выступлении) результатов исследовательского
проекта.
Задание
(факультативно): подготовка презентации собственного исследовательского проекта.
10.12.2009. Лекции
8-9: Наука в современном обществе. Стратегии академической карьеры и формы научной
коммуникации. Поиск и определение
«темы» – «визитной карточки» исследователя в научном сообществе.
Задание
(факультативно): сравнение между собой научных или псевдонаучных журналов.
17.12.2009 (ориентировочно).
Контрольная работа.
Специально для потребностей курса «Основы
академической работы» в 2008 году
был создан сайт http://www.kursakadrab.narod.ru. Параллельно нашим занятиям
материалы сайта будут обновляться и дополняться;
презентации и задания весны 2008 и весны 2009 могут быть найдены по адресу: http://www.kursakadrab.narod.ru/2008.htm.
Информация об изменениях и уточнениях в программе
также обязательно будет размещаться на сайте.
Отчетность
Для сдачи зачета по курсу
будет необходимо:
1) На основе конспектов
лекций написать «рецензию» (2 стр.). В ней нужно будет оценить полезность курса с точки
зрения Ваших собственных интересов и задач и указать в порядке важности не
менее 10 положительно и 5 критически оцениваемых рекомендаций из тех, что Вы
получите на лекциях.
«Рецензия» (она же –
«ранжирование», т.к. «в порядке важности») оценивается в 15 пунктов.
2) Активно участвовать в
семинарских занятиях и выполнять предлагаемые в рамках курса задания (конспект
– 10 пунктов, анализ источника – 10 пунктов, список литературы – 10 пунктов,
составление развернутого плана собственного исследования – 10 пунктов, сравнение
между собой двух научных или псевдонаучных журналов – 10 пунктов, презентация
собственного исследовательского проекта – 25 пунктов).
Обратите, пожалуйста,
внимание: обязательными являются: а)
выполнение задания «конспект»; б) прочтение к семинару книги Уэстона; в) выполнение одного
из факультативных заданий. По
согласованию с преподавателем возможно выполнение большего числа факультативных
заданий (например, в качестве компенсации за пропущенные занятия).
3) Написать (аудиторно, дата и место будут определены дополнительно)
контрольную работу по трем учебным пособиям:
Бут
У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж.М. Исследование:
шестнадцать уроков для начинающих авторов. – М.: Флинта, 2004. – 360 с.
Радаев
В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых
правил. – М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001. – 204 с.
Эко
У. Как написать дипломную работу. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 238
с. (или другие издания).
Для подготовки к контрольной
работе будет необходимо внимательно прочесть все три пособия; образцы вопросов размещены
по адресу: http://kursakadrab.narod.ru/voprosykr1303.htm.
Максимум за контрольную работу
– 35 пунктов.
Список обязательной
и дополнительной литературы:
- Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических
исследований. Учебник для студентов гуманитарных вузов и
аспирантов. М:
Аспект-пресс, 1995; М: РУДН, 2008.
http://www.i-u.ru/biblio/archive/batigin_lection/5.aspx.
- Бут У.К., Коломб Г.
Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: шестнадцать уроков для
начинающих авторов. – М.: Флинта, 2004.
– 360 с.
- Дашкова Т.Ю., Перлов А.М., Степанов Б.Е. Учебно-методический комплекс «Методика
академической работы в гуманитарном знании: организация, подготовка и
презентация исследовательского проекта».
(ГУ-ВШЭ, 2006)
- Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие
по развитию навыков письменной речи.
– М.: Флинта: Наука, 2002. – 288 c.
- Оформление курсовой работы // Руководство по написанию курсовых работ на отделении
культурологии философского факультета ГУ-ВШЭ http://phil.hse.ru/culture/310598/news/10524918.html. См.
также: Письменные учебные и
научно-исследовательские работы студентов.
Методические рекомендации. http://www.hse.ru/org/hse/documents/st_science
и ‑ для педантов ‑ Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления
[Текст] : ГОСТ 7.1–2003. – Минск : Межгос.
совет по стандартизации, метрологии и сертификации ;
М.: Изд-во стандартов, 2004. 166 – (Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу).
- Радаев В.В. Как
организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. – М.:
ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001. – 204 с.
- Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей.
– М.: ИНФРА-М, 2002. – 399 с.
- Уэстон Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих
авторов. – М.,
Флинта, 2005. – 96 с.
- Эко У.
Как написать дипломную работу. – М.:
Книжный дом «Университет», 2001.
– 238 с. (или другие издания).
- Agre Р. Networking on
the Network http://dlis.gseis.ucla.edu/pagre/ См. также Агр. Ф.Н. Найдите
свой голос http://discours.narod.ru/voice.htm.
- Canter D., Fairbairn G. Becoming an Author. McGraw-Hill Education, 2006.
- Creme Ph.
Lea M. Writing at University. McGraw-Hill Education, 2003.