Программа курса «Основы академической работы»

 

Преподаватели:

Перлов А.М. (Высшая школа европейских культур, РГГУ), arkadiy.perlov@gmail.com.

Степанов Б.Е. (Институт гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ–ВШЭ), steppann@mail.ru.

 

Цель курса – знакомство слушателей с навыками научной работы, которые могут быть использованы при написании рефератов, эссе, курсовых и дипломных работ по социально-гуманитарным дисциплинам, при подготовке статей и публичных выступлений.

Курс состоит из девяти лекционных и трех семинарских занятий, а также включает в себя блок заданий для самостоятельного выполнения и письменную аудиторную контрольную работу.

Зачет по курсу оценивается в два кредита

 

Лекционные занятия будут проходить по четвергам, в 18.10 – 21.10,
в ауд. 100 в здании на Мясницкой.

 

Даты и темы занятий

05.11.2009. Введение в курс «Основы академической работы». Характеристика целей курса, системы отчетности, предлагаемых ресурсов. Лекции 1-2: Взаимосвязь технических рекомендаций и конструирования себя как субъекта научного сообщества. Пример – конспектирование: рутина, рефлексия и эффективность.

Задание: конспект. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. М.: Аспект-пресс, 1995. Глава 4. Теория. http://www.i-u.ru/biblio/archive/batigin_lection/5.aspx.

12.11.2009. Семинар 1: Конспектирование. Лекция 3: Работа с источником.

Задание (факультативно): анализ самостоятельно выбранного источника (1-2 страниц текста или 1-2 изображений или 5-10 минут записи).

19.11.2009. Лекции 4-5: Работа с исследовательской литературой. Работа с текстом собственного исследования: от конспекта источников и литературы к составлению черновика. Модель аргументации в научном тексте.

Задание: Уэстон Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов. – М., Флинта, 2005. – 96 с.

Задание (факультативно): составление списка литературы (Разумеется, ищется литература на определенную тему, желательно, близкую к уже сложившимся исследовательским интересам слушателя и к теме его будущей дипломной работы. Однако в рамках курса это совершенно не принципиально, можно изобрести для себя «игровой» исследовательский проект).

26.11.2009. Семинар 2: Аргументация. Лекция 6: Работа с текстом собственного исследования. Критическое чтение собственного текста и правка черновика.Пропуск - перенос

Задание (факультативно): составление развернутого плана собственного исследования.

03.12.2009. Семинар 3: Редактирование и завершение научного текста. Лекция 7. Принципы презентации (в тексте и в устном выступлении) результатов исследовательского проекта.

Задание (факультативно): подготовка презентации собственного исследовательского проекта.

10.12.2009. Лекции 8-9: Наука в современном обществе. Стратегии академической карьеры и формы научной коммуникации. Поиск и определение «темы» – «визитной карточки» исследователя в научном сообществе.

Задание (факультативно): сравнение между собой научных или псевдонаучных журналов.

17.12.2009 (ориентировочно). Контрольная работа.

 

Специально для потребностей курса «Основы академической работы» в 2008 году был создан сайт http://www.kursakadrab.narod.ru. Параллельно нашим занятиям материалы сайта будут обновляться и дополняться; презентации и задания весны 2008 и весны 2009 могут быть найдены по адресу: http://www.kursakadrab.narod.ru/2008.htm.

Информация об изменениях и уточнениях в программе также обязательно будет размещаться на сайте.

 


Отчетность

Для сдачи зачета по курсу будет необходимо:

 

1) На основе конспектов лекций написать «рецензию» (2 стр.). В ней нужно будет оценить полезность курса с точки зрения Ваших собственных интересов и задач и указать в порядке важности не менее 10 положительно и 5 критически оцениваемых рекомендаций из тех, что Вы получите на лекциях.

«Рецензия» (она же – «ранжирование», т.к. «в порядке важности») оценивается в 15 пунктов.

 

2) Активно участвовать в семинарских занятиях и выполнять предлагаемые в рамках курса задания (конспект – 10 пунктов, анализ источника – 10 пунктов, список литературы – 10 пунктов, составление развернутого плана собственного исследования – 10 пунктов, сравнение между собой двух научных или псевдонаучных журналов – 10 пунктов, презентация собственного исследовательского проекта – 25 пунктов).

Обратите, пожалуйста, внимание: обязательными являются: а) выполнение задания «конспект»; б) прочтение к семинару книги Уэстона; в) выполнение одного из факультативных заданий. По согласованию с преподавателем возможно выполнение большего числа факультативных заданий (например, в качестве компенсации за пропущенные занятия).

 

3) Написать (аудиторно, дата и место будут определены дополнительно) контрольную работу по трем учебным пособиям:

Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. – М.: Флинта, 2004. – 360 с.

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. – М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001. – 204 с.

Эко У. Как написать дипломную работу. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 238 с. (или другие издания).

Для подготовки к контрольной работе будет необходимо внимательно прочесть все три пособия; образцы вопросов размещены по адресу: http://kursakadrab.narod.ru/voprosykr1303.htm.

Максимум за контрольную работу – 35 пунктов.

 

 

Список обязательной и дополнительной литературы:

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. М: Аспект-пресс, 1995; М: РУДН, 2008. http://www.i-u.ru/biblio/archive/batigin_lection/5.aspx.
  2. Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. – М.: Флинта, 2004. – 360 с.
  3. Дашкова Т.Ю., Перлов А.М., Степанов Б.Е. Учебно-методический комплекс «Методика академической работы в гуманитарном знании: организация, подготовка и презентация исследовательского проекта». (ГУ-ВШЭ, 2006)
  4. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 288 c.
  5. Оформление курсовой работы // Руководство по написанию курсовых работ на отделении культурологии философского факультета ГУ-ВШЭ http://phil.hse.ru/culture/310598/news/10524918.html. См. также: Письменные учебные и научно-исследовательские работы студентов. Методические рекомендации. http://www.hse.ru/org/hse/documents/st_science и ‑ для педантов ‑ Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст] : ГОСТ 7.1–2003. – Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ; М.: Изд-во стандартов, 2004. 166 – (Система стандартов по информации, библиотечному и  издательскому делу).
  6. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. – М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001. – 204 с.
  7. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 399 с.
  8. Уэстон Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов. – М., Флинта, 2005. – 96 с.
  9. Эко У. Как написать дипломную работу. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 238 с. (или другие издания).
  10. Agre Р. Networking on the Network  http://dlis.gseis.ucla.edu/pagre/ См. также Агр. Ф.Н. Найдите свой голос http://discours.narod.ru/voice.htm.
  11. Canter D., Fairbairn G. Becoming an Author. McGraw-Hill Education, 2006.
  12. Creme Ph. Lea M. Writing at University.  McGraw-Hill Education, 2003.


Hosted by uCoz