Программа курса «Технологии
исследования: основы работы с информацией, академического письма и научной
коммуникации»
(редакция от 28.11.2010)
Преподаватели:
Перлов А.М.
(Высшая школа европейских культур, РГГУ), arkadiy.perlov@gmail.com.
Степанов Б.Е.
(Институт гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ–ВШЭ), steppann@mail.ru.
Цель курса – знакомство
слушателей с навыками научной работы, которые могут быть использованы при
написании рефератов, эссе, курсовых и дипломных работ по социально-гуманитарным
дисциплинам, при подготовке статей и публичных выступлений.
Курс состоит из двенадцати аудиторных занятий, включает в себя блок заданий для
самостоятельного выполнения и письменную аудиторную
контрольную работу.
Зачет по курсу оценивается в
два кредита.
Лекционные занятия будут проходить по вторникам, в 18.10 – 21.10,
в ауд. 116 в здании на Мясницкой.
Даты и темы занятий
(внимание: в программе могут происходить изменения!)
30.11.2010. Лекция:
Академическое сообщество и
самоопределение ученого (окончание).
Лекция: Поиск темы исследовательского
проекта. Лекция: Работа с текстом собственного исследования:
от конспекта источников и литературы к составлению черновика (начало).
07.12.2010. Лекция:
Работа с текстом собственного
исследования (окончание).
14.12.2010. Лекция:
Принципы презентации (в тексте и в устном
выступлении) результатов исследовательского проекта.
Итоговая контрольная
работа по учебным пособиям:
Бут
У.К.,
Коломб Г. Дж.,
Уильямс Дж.М. Исследование:
шестнадцать уроков для начинающих авторов.
– М.: Флинта, 2004. – 360 с.
Радаев
В.В.
Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. – М.:
ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001. – 204 с.
Эко
У. Как написать дипломную работу. – М.:
Книжный дом «Университет», 2001. –
238 с. (или другие издания).
Специально для потребностей курса в 2008 году был создан сайт http://www.kursakadrab.narod.ru. Параллельно нашим занятиям
материалы сайта будут обновляться и дополняться;
презентации и задания весны 2008 и весны 2009 могут быть найдены по адресу: http://www.kursakadrab.narod.ru/2008.htm; осени 2009 – по адресу: http://kursakadrab.narod.ru/osen09.htm.
Информация об изменениях и уточнениях в программе
также обязательно будет размещаться на сайте.
Отчетность
Для сдачи зачета по курсу будет
необходимо:
1) На основе конспектов
лекций написать т.н. «ранжирование» (2 стр.). В этой работе нужно будет оценить полезность курса
с точки зрения Ваших собственных интересов и задач и указать в порядке важности
не менее 10 положительно и 5 критически оцениваемых рекомендаций из тех, что Вы
получите на лекциях.
«Ранжирование» оценивается в 15
пунктов.
2) Активно участвовать в
занятиях и выполнять предлагаемые в рамках курса задания (составление конспекта
– 10 пунктов, анализ источника – 10 пунктов, список литературы – 10 пунктов,
составление развернутого плана собственного исследования – 10 пунктов, сравнение
между собой двух научных или псевдонаучных журналов – 10 пунктов, презентация
собственного исследовательского проекта – 25 пунктов).
Обратите, пожалуйста,
внимание: обязательным является
выполнение в рамках курса только двух
факультативных заданий. По
согласованию с преподавателем возможно выполнение большего числа факультативных
заданий (например, в качестве компенсации за пропущенные занятия).
3) Написать (аудиторно, предварительная дата – 14 декабря в 19.10) контрольную работу по трем учебным пособиям:
Бут
У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж.М. Исследование:
шестнадцать уроков для начинающих авторов. – М.: Флинта, 2004. – 360 с.
Радаев
В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых
правил. – М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001. – 204 с.
Эко
У. Как написать дипломную работу. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 238
с. (или другие издания).
Для подготовки к контрольной
работе будет необходимо внимательно прочесть все три пособия; образцы вопросов размещены
по адресу: http://kursakadrab.narod.ru/voprosykr.htm.
Максимум за контрольную работу
– 35 пунктов.
Список литературы к курсу «Технологии
исследования»
- Батыгин Г.С. Лекции
по методологии социологических исследований. Учебник для студентов
гуманитарных вузов и аспирантов.
М: Аспект-пресс, 1995; М: РУДН, 2008.
http://www.i-u.ru/biblio/archive/batigin_lection/5.aspx.
- Бут У.К., Коломб Г.
Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: шестнадцать уроков для
начинающих авторов. – М.: Флинта, 2004.
– 360 с.
- Дашкова Т.Ю., Перлов А.М., Степанов Б.Е. Учебно-методический комплекс «Методика
академической работы в гуманитарном знании: организация, подготовка и
презентация исследовательского проекта».
(ГУ-ВШЭ, 2006)
- Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие
по развитию навыков письменной речи.
– М.: Флинта: Наука, 2002. – 288 c.
- Оформление курсовой работы // Руководство по написанию
курсовых работ на отделении культурологии
философского факультета ГУ-ВШЭ http://phil.hse.ru/culture/310598/news/10524918.html. См.
также: Письменные учебные и
научно-исследовательские работы студентов.
Методические рекомендации. http://www.hse.ru/org/hse/documents/st_science
и ‑ для педантов ‑ Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления
[Текст] : ГОСТ 7.1–2003. – Минск : Межгос.
совет по стандартизации, метрологии и сертификации ;
М.: Изд-во стандартов, 2004. 166 – (Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу).
- Радаев В.В. Как
организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. – М.:
ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001. – 204 с.
- Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей.
– М.: ИНФРА-М, 2002. – 399 с.
- Уэстон Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих
авторов. – М.,
Флинта, 2005. – 96 с.
- Эко У.
Как написать дипломную работу. – М.:
Книжный дом «Университет», 2001.
– 238 с. (или другие издания).
- Agre Р. Networking on
the Network http://dlis.gseis.ucla.edu/pagre/ См. также Агр. Ф.Н. Найдите
свой голос http://discours.narod.ru/voice.htm.
- Canter D., Fairbairn G. Becoming an Author. McGraw-Hill Education, 2006.
- Creme Ph.
Lea M. Writing at University. McGraw-Hill Education,2003.