Отчетность
Для сдачи зачета по курсу
необходимо:
1) На основе конспектов лекций
написать т.н.
«ранжирование» (2 стр.). В этой работе нужно будет оценить полезность курса
с точки зрения Ваших собственных интересов и задач и указать в порядке важности
не менее 10 положительно и 5 критически оцениваемых рекомендаций из тех, что Вы
получите на лекциях.
«Ранжирование» оценивается в 15
пунктов.
2) Активно участвовать в
занятиях и выполнять предлагаемые в рамках курса задания (поиск темы – 10
пунктов, анализ источника – 10 пунктов, список литературы – 10 пунктов,
составление развернутого плана собственного исследования – 10 пунктов,
сравнение между собой двух научных или псевдонаучных журналов – 10 пунктов,
презентация собственного исследовательского проекта – 25 пунктов).
Обратите, пожалуйста, внимание:
обязательным является выполнение в
рамках курса только двух факультативных
заданий. По согласованию с
преподавателем возможно выполнение большего числа факультативных заданий
(например, в качестве компенсации за пропущенные занятия).
3) Написать (аудиторно, 14
декабря) контрольную работу по трем учебным пособиям:
Бут У.К., Коломб Г.
Дж., Уильямс Дж.М.
Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов.
– М.: Флинта, 2004. – 360 с.
Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский
проект: 75 простых правил. – М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001.
– 204 с.
Эко У.
Как написать дипломную работу. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 238 с.
(или другие издания).
Для подготовки к контрольной
работе будет необходимо внимательно прочесть все три пособия; образцы вопросов
размещены по адресу: http://kursakadrab.narod.ru/voprosykr.htm.
Максимум за контрольную работу
– 35 пунктов.
I. Задание «Поиск темы»
1.
Сформулируйте тему реального или игрового исследовательского проекта (можно
попробовать оттолкнуться от темы курсовой; если у Вас еще нет темы, попробуйте
уточнить ее при помощи метода конкурирующих формулировок).
2.
Составьте лучевую схему относящихся к Вашей теме ключевых слов.
3. Сформулируйте заключение о том,
удовлетворяет ли эта тема требованиям, предъявляемым Эко и Радаевым к
квалификационной (дипломной) работе.
4. Заполните по отношению к Вашей
теме таблицу (см. слайд 16
презентации «Тема»)
5.
Запишите трудности, возникшие у Вас при выполнении заданий 1 - 4.
Примерный объем: не больше двух
страниц.
II. Задание по теме «Работа с источником»
1. КОМПАКТНЫЙ ИСТОЧНИК.
Выберите источник, самостоятельный анализ которого Вы будете представлять. Источник должен быть ОЧЕНЬ маленьким. Если текст – до 4000 знаков, т.е. 1-2
страницы. Если фильм – отрывок не
больше 10 минут. Если изображение –
одно, максимум два изображения.
2. О ЧЕМ ЭТО ГОВОРИТ? Напишите ВСЕ, что Вам приходит
в голову по поводу выбранного Вами источника (и в связи, пусть весьма
свободной, с выбранной Вами темой).
Работа считается сделанной, когда в голову пришло не меньше одной-двух страниц
текста, а лучше тезисов.
3. ОПТИМАЛЬНЫЙ ЛОГИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК. Пришедшие Вам в голову тезисы на денек отложите, а
потом посмотрите на них свежим критическим
взглядом, лучше всего, как учили КБУ, как на «доску объявлений» (с. 157).
Расположите свои тезисы в правильном порядке, т.е. с соблюдением логической иерархии (выраженной при
помощи многоуровневой нумерации), и, возможно, связок между разными
наблюдениями или их блоками.
В качестве образца можно оттолкнуться от
упражнения по статье
Вайцеховской, выполнявшегося 23.11
(см. слайды 13 и 14 презентации «Источник»)
4. (факультативно).
База знаний.
Если Вам это кажется полезным, попробуйте представить результаты своей работы с
источником наподобие вот этого файла.
III. Задание
по теме «Работа с литературой»
1.
Укажите исследовательскую тему, под которую будет подбираться литература. Приведите список ключевых слов (не менее 10).
2.
Пользуясь бумажными и электронными библиотечными каталогами, ресурсами сети
Интернет, уже имеющимися у Вас материалами библиографической работы по разным
сюжетам, составьте список литературы по указанной Вами теме.
3.
Снабдите каждую из позиций функциональным комментарием («обзорная статья, с
которой хорошо начинать знакомство с темой», «наиболее фундаментальная, хотя
уже несколько устаревшая монография», «популярное, но занимательное введение в
проблему» и т.п.).
Комментарий не должен быть больше 2-3 строчек.
Сделав это, превратите этот список в «последовательность чтения», ранжируйте
его в соответствии с предполагаемой важностью попавших в него работ.
Не забывайте о том, что речь идет именно о
работе с литературой. Если Вы только
что ранжировали источники, порадуйтесь и ранжируйте исследовательскую
литературу!
4.
Оставьте из списка только десять позиций (они могут представлять собой
различные типы изданий – монография, статья в сборнике, статья в журнале и т.п.) и
оформите их в соответствии с библиографическими правилами (см., например, http://liber.rsuh.ru/section.html?id=1128).
Задание IV. Попробуйте составить развернутый (до двух страниц, см.
образец) план собственного исследования
Задание V. Профессиональные журналы
Выберите два издания
(отечественные, зарубежные или отечественное и зарубежное), которые вы считаете
репрезентативными для Вашей дисциплины и просмотрите годовой комплект каждого
из них. Сравните издания, проанализировав их в соответствии с
предлагаемой ниже схемой. Если
какие-то из вопросов кажутся Вам нерелевантными для избранных Вами примеров, то
их можно опустить. Если у выбранных
Вами изданий есть Интернет-версия, то ее также можно привлечь в качестве
источника. По итогам анализа
постарайтесь сделать вывод о достоинствах и недостатках каждого из изданий.
Вопросы к анализу:
·
Каковы периодичность и тираж данного издания? На
охват какой аудитории оно претендует? Есть ли какая-то информация о принципах
отбора статей?
·
Какова задача данного издания? Претендует ли оно
на охват дисциплины в целом, на представление какой-то субдисциплины или
направления исследований, на отстаивание какой-то научной программы? Как это
выражается в названии издания и принципах его оформления? Как представлены
редакционная коллегия /редакционный совет: кого она/он включает, насколько
авторитетны (по Вашим представлениям) ее/его члены?
·
В каких форматах представлена работа редколлегии
(редакторские предисловия, редакционные комментарии, организация тематических
подборок и т.д.)?
·
Какова структура издания? Насколько
постоянными/подвижными являются рубрики издания? В каких форматах (рецензии,
публикации материалов дискуссий, отчеты о текущих событиях в научной жизни и т.п.)
отражается в журнале научная жизнь? Присутствуют ли в журнале жанры экспертного
интервью, публикации источников или данных, представления других изданий или
институций?
·
Каков разброс тематики публикаций? Можно ли
сказать о том, что они носят междисциплинарный характер?
·
Каковы принципы оформления научной публикации
(характер заглавий, наличие аннотации, наличие диаграмм, схем, примерное
количество и правила оформления сносок и примечаний, соотношение ссылок на
отечественные и российские издания и т.д.)?
Вспомогательная литература:
·
Свешников А. В.,
Степанов Б. Е.
Исторические альманахи «Одиссей», «Казус», «Диалог со временем»: поиски моделей
научной коммуникации // "Гуманитарные исследования" (ИГИТИ ГУ-ВШЭ). 2008.
Вып. 2 (32). 28
с. http://new.hse.ru/C3/C18/preprintsID/default.aspx?view=WP6/2008/02&filter=
·
Батыгин Г.С.
Лекции по методологии социологических
исследований: учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов М., 1995 С.142-154
(Глава 7.
Подготовка научной публикации). http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/4115.html
Задание VI. Примерное содержание обоснования собственного
исследовательского проекта (25 пунктов в рейтинг).
Сдавать можно в формате презентации MS Power Point, документа MS Word или сайта
(htm)
Блок официальной информации о диссертации
Тема и проблема
1.
Формулировка темы
2.
Уточнение темы
(если есть подзаголовок, характеризующий материал, аспект проблемы и т.п. - то, что на утверждении тем
обозначается фразой "Потом будет поясняться во Введении").
3.
Информация о
руководителе, оппонентах, консультантах и т.п.
4.
Предыстория
проблемы: почему Вы взялись именно за ее исследование? Варианты:
а) Определенное состояние предмета Вашего исследования, которое Вы
рассматриваете как скрывающее вопрос; б) Историографическая ситуация в изучении
Вашей темы, которая привела к тому, что сейчас на сцене должно появиться именно
Ваше исследование; в) личностный интерес, который привел к тому, что для Вас
оказалось логично заняться этой темой, и т.д.
5.
Формулировка цели
исследования
6.
Формулировка
задач исследования, решение которых позволит достигнуть названной в предыдущем
пункте цели.
7.
Как звучат
вопросы Вашего исследования? (желательно формулировать их так, чтобы на них
были возможны ответы «да» или «нет», и выбор не был бы очевидным).
Источники и исследовательская литература
8.
Список источников
или их основных групп и жанров.
9.
Способ работы с
этими источниками.
10.
Корпус
исследовательской литературы – основные существующие в историографии
направления анализа Вашей темы.
11.
Корпус
исследовательской литературы – доступность и освоенность.
12.
Электронные
ресурсы, которыми Вы собираетесь пользоваться при подготовке диссертации
План работы
(Возможны варианты: Вы можете
эксплицировать последовательность интересующих Вас вопросов; назывные
предложения, фиксирующие определенные явления или проблемы, которые Вы
собираетесь исследовать; последовательность своих исследовательских действий и
т.п.)
Промежуточные рабочие материалы:
словники интересующих Вас явлений (какие
маркеры цепляют Ваше внимание при анализе источников) и категорий Вашего
анализа; Интернет-запросы (можно на человеческом языке, а можно на
компьютерном, но тогда указывайте, под какую поисковую службу этот запрос
отлажен), анкеты, вопросники, подборки и т.п. Базы знаний – как Вы организовываете информацию об
«элементах» Вашего исследования (допустим, таблица, в которой строками являются
интересующие Вас факты или высказывания, а столбцами – те их характеристики,
которые Вы считаете значимыми).
Итоги
56.
Подведение
выводов (характер, а то и содержание тех выводов, которые вы собираетесь или хотели
бы сделать).
57.
Перспективы
дальнейшего исследования.
58.
Оговорки, которые
будет необходимо произнести во Введении, чтобы оправдать Ваше исследование
именно в том виде, в котором оно будет получаться - J.
59.
Накопившиеся и
ожидаемые проблемы.