Отчетность

Для сдачи зачета по курсу необходимо:

 

1) На основе конспектов лекций написать т.н. «ранжирование» (2 стр.). В этой работе нужно будет оценить полезность курса с точки зрения Ваших собственных интересов и задач и указать в порядке важности не менее 10 положительно и 5 критически оцениваемых рекомендаций из тех, что Вы получите на лекциях.

«Ранжирование» оценивается в 15 пунктов.

 

2) Активно участвовать в занятиях и выполнять предлагаемые в рамках курса задания (поиск темы – 10 пунктов, анализ источника – 10 пунктов, список литературы – 10 пунктов, составление развернутого плана собственного исследования – 10 пунктов, сравнение между собой двух научных или псевдонаучных журналов – 10 пунктов, презентация собственного исследовательского проекта – 25 пунктов).

Обратите, пожалуйста, внимание: обязательным является выполнение в рамках курса только двух факультативных заданий. По согласованию с преподавателем возможно выполнение большего числа факультативных заданий (например, в качестве компенсации за пропущенные занятия).

 

3) Написать (аудиторно, 14 декабря) контрольную работу по трем учебным пособиям:

Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. – М.: Флинта, 2004. – 360 с.

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. – М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001. – 204 с.

Эко У. Как написать дипломную работу. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 238 с. (или другие издания).

Для подготовки к контрольной работе будет необходимо внимательно прочесть все три пособия; образцы вопросов размещены по адресу: http://kursakadrab.narod.ru/voprosykr.htm.

Максимум за контрольную работу – 35 пунктов.

 

 

I. Задание «Поиск темы»

1. Сформулируйте тему реального или игрового исследовательского проекта (можно попробовать оттолкнуться от темы курсовой; если у Вас еще нет темы, попробуйте уточнить ее при помощи метода конкурирующих формулировок).

2. Составьте лучевую схему относящихся к Вашей теме ключевых слов.
3. Сформулируйте заключение о том, удовлетворяет ли эта тема требованиям, предъявляемым Эко и Радаевым к квалификационной (дипломной) работе.
4. Заполните по отношению к Вашей теме таблицу (см. слайд 16 презентации «Тема»)

5. Запишите трудности, возникшие у Вас при выполнении заданий 1 - 4.

Примерный объем: не больше двух страниц.

 

 

II. Задание по теме «Работа с источником»

1. КОМПАКТНЫЙ ИСТОЧНИК. Выберите источник, самостоятельный анализ которого Вы будете представлять. Источник должен быть ОЧЕНЬ маленьким. Если текст – до 4000 знаков, т.е. 1-2 страницы. Если фильм – отрывок не больше 10 минут. Если изображение – одно, максимум два изображения.

2. О ЧЕМ ЭТО ГОВОРИТ? Напишите ВСЕ, что Вам приходит в голову по поводу выбранного Вами источника (и в связи, пусть весьма свободной, с выбранной Вами темой). Работа считается сделанной, когда в голову пришло не меньше одной-двух страниц текста, а лучше тезисов.

3. ОПТИМАЛЬНЫЙ ЛОГИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК. Пришедшие Вам в голову тезисы на денек отложите, а потом посмотрите на них свежим критическим  взглядом, лучше всего, как учили КБУ, как на «доску объявлений» (с. 157). Расположите свои тезисы в правильном порядке, т.е. с соблюдением логической иерархии (выраженной при помощи многоуровневой нумерации), и, возможно, связок между разными наблюдениями или их блоками.

В качестве образца можно оттолкнуться от упражнения по статье Вайцеховской, выполнявшегося 23.11 (см. слайды 13 и 14 презентации «Источник»)

4. (факультативно). База знаний. Если Вам это кажется полезным, попробуйте представить результаты своей работы с источником наподобие вот этого файла.

 

 

III. Задание по теме «Работа с литературой»

1. Укажите исследовательскую тему, под которую будет подбираться литература. Приведите список ключевых слов (не менее 10).

2. Пользуясь бумажными и электронными библиотечными каталогами, ресурсами сети Интернет, уже имеющимися у Вас материалами библиографической работы по разным сюжетам, составьте список литературы по указанной Вами теме.

3. Снабдите каждую из позиций функциональным комментарием («обзорная статья, с которой хорошо начинать знакомство с темой», «наиболее фундаментальная, хотя уже несколько устаревшая монография», «популярное, но занимательное введение в проблему» и т.п.). Комментарий не должен быть больше 2-3 строчек. Сделав это, превратите этот список в «последовательность чтения», ранжируйте его в соответствии с предполагаемой важностью попавших в него работ.

Не забывайте о том, что речь идет именно о работе с литературой. Если Вы только что ранжировали источники, порадуйтесь и ранжируйте исследовательскую литературу!

4. Оставьте из списка только десять позиций (они могут представлять собой различные типы изданий – монография, статья в сборнике, статья в журнале и т.п.) и оформите их в соответствии с библиографическими правилами (см., например, http://liber.rsuh.ru/section.html?id=1128).

 

 

Задание IV. Попробуйте составить развернутый (до двух страниц, см. образец) план собственного исследования

 

 

Задание V. Профессиональные журналы

Выберите два издания (отечественные, зарубежные или отечественное и зарубежное), которые вы считаете репрезентативными для Вашей дисциплины и просмотрите годовой комплект каждого из них. Сравните издания,  проанализировав их в соответствии с предлагаемой ниже схемой. Если какие-то из вопросов кажутся Вам нерелевантными для избранных Вами примеров, то их можно опустить. Если у выбранных Вами изданий есть Интернет-версия, то ее также можно привлечь в качестве источника. По итогам анализа постарайтесь сделать вывод о достоинствах и недостатках каждого из изданий.

Вопросы к анализу:

·              Каковы периодичность и тираж данного издания? На охват какой аудитории оно претендует? Есть ли какая-то информация о принципах отбора статей?

·              Какова задача данного издания? Претендует ли оно на охват дисциплины в целом, на представление какой-то субдисциплины или направления исследований, на отстаивание какой-то научной программы? Как это выражается в названии издания и принципах его оформления? Как представлены редакционная коллегия /редакционный совет: кого она/он включает, насколько авторитетны (по Вашим представлениям) ее/его члены?

·              В каких форматах представлена работа редколлегии (редакторские предисловия, редакционные комментарии, организация тематических подборок и т.д.)?

·              Какова структура издания? Насколько постоянными/подвижными являются рубрики издания? В каких форматах (рецензии, публикации материалов дискуссий, отчеты о текущих событиях в научной жизни и т.п.) отражается в журнале научная жизнь? Присутствуют ли в журнале жанры экспертного интервью, публикации источников или данных, представления других изданий или институций?

·              Каков разброс тематики публикаций? Можно ли сказать о том, что они носят междисциплинарный характер?

·              Каковы принципы оформления научной публикации (характер заглавий, наличие аннотации, наличие диаграмм, схем, примерное количество и правила оформления сносок и примечаний, соотношение ссылок на отечественные и российские издания и т.д.)?

Вспомогательная литература:

·        Свешников А. В., Степанов Б. Е. Исторические альманахи «Одиссей», «Казус», «Диалог со временем»: поиски моделей научной коммуникации // "Гуманитарные исследования" (ИГИТИ ГУ-ВШЭ). 2008. Вып. 2 (32). 28 с. http://new.hse.ru/C3/C18/preprintsID/default.aspx?view=WP6/2008/02&filter=

·        Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов М., 1995 С.142-154 (Глава 7. Подготовка научной публикации). http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/4115.html

 

 

Задание VI. Примерное содержание обоснования собственного исследовательского проекта (25 пунктов в рейтинг). Сдавать можно в формате презентации MS Power Point, документа MS Word или сайта (htm)

 

Блок официальной информации о диссертации

 

Тема и проблема

1.       Формулировка темы

2.       Уточнение темы (если есть подзаголовок, характеризующий материал, аспект проблемы и т.п. - то, что на утверждении тем обозначается фразой "Потом будет поясняться во Введении").

3.       Информация о руководителе, оппонентах, консультантах и т.п.

 

4.       Предыстория проблемы: почему Вы взялись именно за ее исследование? Варианты: а) Определенное состояние предмета Вашего исследования, которое Вы рассматриваете как скрывающее вопрос; б) Историографическая ситуация в изучении Вашей темы, которая привела к тому, что сейчас на сцене должно появиться именно Ваше исследование; в) личностный интерес, который привел к тому, что для Вас оказалось логично заняться этой темой, и т.д.

 

5.       Формулировка цели исследования

6.       Формулировка задач исследования, решение которых позволит достигнуть названной в предыдущем пункте цели.

7.       Как звучат вопросы Вашего исследования? (желательно формулировать их так, чтобы на них были возможны ответы «да» или «нет», и выбор не был бы очевидным).

 

Источники и исследовательская литература

8.       Список источников или их основных групп и жанров.

9.       Способ работы с этими источниками.

10.   Корпус исследовательской литературы – основные существующие в историографии направления анализа Вашей темы.

11.   Корпус исследовательской литературы – доступность и освоенность.

12.   Электронные ресурсы, которыми Вы собираетесь пользоваться при подготовке диссертации

 

План работы

(Возможны варианты: Вы можете эксплицировать последовательность интересующих Вас вопросов; назывные предложения, фиксирующие определенные явления или проблемы, которые Вы собираетесь исследовать; последовательность своих исследовательских действий и т.п.)

 

Промежуточные рабочие материалы:

словники интересующих Вас явлений (какие маркеры цепляют Ваше внимание при анализе источников) и категорий Вашего анализа; Интернет-запросы (можно на человеческом языке, а можно на компьютерном, но тогда указывайте, под какую поисковую службу этот запрос отлажен), анкеты, вопросники, подборки и т.п. Базы знаний – как Вы организовываете информацию об «элементах» Вашего исследования (допустим, таблица, в которой строками являются интересующие Вас факты или высказывания, а столбцами – те их характеристики, которые Вы считаете значимыми).

 

Итоги

56.   Подведение выводов (характер, а то и содержание тех выводов, которые вы собираетесь или хотели бы сделать).

57.   Перспективы дальнейшего исследования.

58.   Оговорки, которые будет необходимо произнести во Введении, чтобы оправдать Ваше исследование именно в том виде, в котором оно будет получаться - J.

59.   Накопившиеся и ожидаемые проблемы.

 



Hosted by uCoz